RSS
 

Подготовка офицеров и вопрос воспитания чести

16 мая

Подготовке офицеров в Советской Армии уделяли серьезное внимание. Только в Киевском военном округе было 33 военно-учебных заведения — от офицерских курсов до академий, готовящих офицеров практически для всех родов войск. Когда в 1965 г. в Киеве появилось высшее общевойсковое командное училище, то «Голос Америки» вскоре окрестил его советским «Вест Пойнтом» (привелигированное военно-учебное заведение США). Сравнение, конечно, лестное, но не совсем адекватное. Тем не менее, давайте на  примере Киевского ВОКУ рассмотрим как готовились офицеры в Советской Армии.

Подготовка офицеров была комплексной и включала:
— общеобразовательную;
— военную;
— физическую;
— идеологическую (марксистско-ленинскую);
— морально-этическую;
— психологическую.

Общеобразовательная  подготовка и давало собственно высшее образование (инженер по эксплуатации автобронетехники — на общевойсковом факультете, переводчика-референта — на разведывательном факультете).

Военное образование давалось среднее, для управления подразделениями взвод, рота, батальон. Для получения высшего военного образования нужно было закончить Военную академию имени  М.В. Фрунзе, которая вооружала знаниями, необходимыми для управления полком, дивизией, армией. Без обучения в академии офицерам  было трудно рассчитывать на карьерный рост. Поступить в нее можно было с должности вначале не ниже  командира роты , а затем начальника штаба батальона. Для тех, кто после ВА им. М.В. Фрунзе  достигал должностей дивизионного и армейского уровня была Академия Генерального штаба, в которую кандидатов уже приглашали. Кроме того, в ходе службы офицеров  могли направить в целях совершенствования  военной подготовки  на офицерские курсы «Выстрел», а также они постоянно обучались в ходе плановой командирской подготовки и учений.

Физическая подготовка определялась Наставлением по физической подготовке Вооруженных Сил СССР, в соответствии с которым и была организована. Гимнастика, кроссовая подготовка, спортивные игры, занятия спортом. В целом физическая подготовка обеспечивала курсантам выполнение задач  военной подготовки. Лучше всего физическая подготовка была организована в суворовских училищах — практически по всем олимпийским видам спорта.

Идеологическая (марксистско-ленинская) подготовка  являлась важной составляющей подготовки офицеров, так как  они сами являлись руководителями идеологической подготовки со своими подчиненными. Поэтому ей занимались всегда. В Вооруженных Силах СССР была развернута широкая сеть марксистско-ленинской подготовки в виде вечерних школ и университетов марксизма-ленинизма. Ни одному офицеру не удавалось избегать обучения в них во время службы, а многие делали это многократно: закончил выпускной курс, а с нового учебного года  зачислялся снова на первый. Некоторые умудрялись таким образом оканчивать «университеты»  по 10 раз и более. В отличие от всех остальных видов подготовки — самая формальня, показная, догматическая, начетническая, мало что дававшая душе, а уму тем более. Поэтому никакого значения в «годину испытаний» не оказала.

Морально-этическая и психологическая подготовка проводилась постоянно всем укладом армейских будней, боевой подготовки, учений и в ходе боевых действий.

В целом профессиональная подготовка офицеров соответствовала международным стандартам и обеспечивала Вооруженные Силы СССР первоклассными специалистами. Главный акцент всей подготовки делался на преданность КПСС и Советскому Правительству. Но тем не менее в 1991 г. это не помешало вначале развалиться СССР, а потом и его Советской Армии. Почему?

Причин, конечно, много и мы не будем их все анализировать, но одной из таких причин являлось игнорирование воспитания у советских офицеров категории чести. Можно сказать честь была не в «чести». Нет, о ней вспоминали в связи с пьянкой или, так называемым, морально-бытовым разложением и т.п. Были даже суды офицерской чести, вот только самой чести по большому счету не было, т.е. не было по сути  стержня армии. Так стоит ли удивляться, что она так быстро развалилась.

Что такое честь? Определений довольно много, как и ее разновидностей: дворянская, воинская, рабочая  и т.д. Главное же в понятии чести — это внутренний регулятор, голос морали внутри нас, образно говоря, это -  «что такое хорошо и что такое плохо». Врожденной эта категория не является, она воспитывается, приобретается. Что из себя представляла офицерская честь в русской императорской армии можно узнать из мемуаров Макарова Ю. В. «Моя служба в Старой Гвардии. 1905–1917». Какой была честь в Советской Армии мы знаем и сами, а кто забыл, может почитать мемуары Постникова С. И. «В далеких гарнизонах».   А какой она является сейчас?

Как-то по нынешней  работе мне пришлось встретиться с одним предпринимателем, занимающимся производством пиломатериалов. Он предложил мне посмотреть его производство, я согласился и мы поехали его смотреть. Когда прибыли на место, то оказалось что производство развернуто во дворе частного дома и работают на нем солдаты. Я поинтересовался, откуда солдаты. «Предприниматель» отвечает, что это его солдаты. Он кадровый офицер украинской армии, капитан и служит командиром роты, но на один оклад не проживешь, поэтому приходится «крутиться».  Я спросил его, а неужели в части не замечают отсутствие солдат. Он ответил, что этот вопрос у него «решен» и многозначительно потер большим пальцем по указательному.

Конечно, приведенный выше пример не является типичным, но и не является единичным. Это, как говорится, еще не самый худший вариант.  А что делать в нашем нынешнем атомизированном обществе, представляющем собой хаотическое скопление духовно обособленных индивидов? Обществе, в котором единственной ценностью становятся Деньги. Как пел Высоцкий:
«Досадно мне, коль слово „честь“ забыто
И коль в чести наветы за глаза»

В России, например, в настоящее время ведется работа по разработке Кодекса чести российских офицеров, который планируется принять на 3-м Всеармейском совещании офицеров в ноябре этого года.  Довольно интересный документ, заслуживающий ознакомления с ним.

«Никакое воздаяние так людей не приводит к добру, как любление чести; равным образом, никакая так казнь не страшит, как лишение оной».
Петр Великий

Офицер есть благородный защитник Отечества, имя честное, звание высочайшее. Честь — его внутреннее достоинство, верность, доблесть, благородство души, чистая совесть, почет и уважение. Она является главной драгоценностью для офицера, священный долг которого сохранять ее в чистоте и безупречности. Честь оберегает достоинство офицерского звания, обязывает совершать отличные поступки, великие дела, ратные подвиги, полагать «душу свою за други своя».
Честь — это высшее духовное благо армии... Армия, движимая чувством чести, является непобедимой силой, реальным гарантом государственного бытия и мирного преуспеяния России. Стремление к чести побуждает офицеров быть цветом нации, воплощением аристократизма, дворянского духа и рыцарства, руководствоваться нормами высшей нравственности, приобретать особо ценные и ценимые качества.
Истинная честь заключается в самоотверженном, доблестном служении во имя высших государственных интересов и общего блага страны. Она выражается в преданности, готовности жертвовать жизнью во имя Отечества, в неколебимом мужестве, презрении к опасности, в правдивости, честности и скромности.
Нет более почетной миссии, как быть офицером, носителем и защитником чести. Русский офицер — профессия идейная, ее основа — призвание. Офицерский корпус — особое воинское братство, сплоченное общими интересами и духовными ценностями, единым мировоззрением и доктриной, вековыми традициями, корпоративной солидарностью и этикой. Долг чести обязывает российского офицера:
1. Знать и любить Россию, быть благородным гражданином и патриотом, служить Отечеству верно, до последней капли крови защищать его от внешних и внутренних угроз, не падать духом ни при каких обстоятельствах, не останавливаться ни перед какими препятствиями.
2. Сохранять верность Присяге, Знамени, ни при каких условиях не допускать измены и предательства; сознавать личную ответственность не только за боеготовность вверенной части, но и в целом за оборону государства, за победы и поражения, состояние вооруженной силы, развитие военного искусства, совершенствование военного дела.
3. Постоянно искать и добывать себе честь по примеру и достоинству великих предков, опираться на их традиции и заветы; изучать военную историю и использовать ее уроки для укрепления армии, преемственного развития офицерского корпуса.
4. Неукоснительно следовать девизу «Честь и Родина», принципу «честь дороже жизни»; оберегать и защищать достоинство офицерского звания, личную честь, честь армии и государства; вкоренять у себя и своих подчиненных истинное и высокое честолюбие, побуждающее к преодолению трудностей и опасностей, к славе и подвигам; не позволять унижать себя, не раболепствовать, не прощать оскорблений.
5. Неустанно культивировать качества, необходимые военному человеку: честность, бескорыстие, правдивость, прямодушие, благонравие, скромность, терпение, постоянство, покровительство слабым, невинным и оскорбленным; воспитывать в себе дисциплинированность, решительный характер, волю к победе, «усердие к общему делу и верность к службе», прозорливость, самообладание, инициативу, мужество, храбрость, смелость, физическую ловкость и другие воинские добродетели.
6. Быть личностью творческой, самостоятельной в действиях и мыслях, благородной в поступках и намерениях; «чинить дело с рассуждением, а не держаться воинского устава, яко слепой стены»; постоянно повышать свой интеллектуальный уровень, расширять культурный кругозор; уметь распознавать и развивать таланты своих подчиненных.
7. Ведать законы государственные и уставы воинские, глубоко знать военное дело, быть профессионалом, непрестанно совершенствоваться в предмете своей службы; всегда вести себя и поступать «как честному, верному и храброму офицеру надлежит»; обязанности свои исполнять ревностно и усердно, постоянно имея в виду пользу службы и государственный интерес — эгоизм и карьеризм противоречат существу государственной службы (неприлично офицеру «отзываться неопытностью», нарушать субординацию, избегать долга службы).
8. Учить войска тому, что необходимо на войне; овладевать военным искусством в суворовском духе; непрестанно себя образовывать, ибо «науки армию питают», воюют прежде всего не силой, а умом, побеждают не множеством, а разумом, умением, искусством; «немогузнайство» и невежество не могут быть терпимы в офицерской среде.
9. Добиваться побед «малой кровью», сражаться мужественно и храбро (не забывая о благоразумии); словом, делом и личным примером побуждать воинов проявлять стойкость в бою, не отступать без приказа, сражаться до последней возможности, умирать с честью и славой; не отчаиваться при поражениях, а обращать их на пользу будущих побед; в плену вести себя достойно, предпринимать все усилия для возвращения в строй и продолжения борьбы.
10. Предпочитать честный бой; соблюдать кодекс военной морали, законы и обычаи войны, руководствоваться военной необходимостью; проявлять человеколюбие и гуманность, милосердие к побежденному противнику, военнопленным, гражданскому населению; не допускать неоправданных разрушений, мародерства, грабежей.
11. Войска в бой водить, а не посылать; не жалеть себя, не избегать трудностей, проявлять личное мужество, презрение к опасностям и смерти — трусость и малодушие должны быть чужды офицеру; влиять на подчиненных личным примером, быть для них авторитетом и образцом.
12. Искусно управлять войсками, сочетать требовательность к подчиненным с заботой о них, строить отношения с ними на основе доверия и взаимоуважения, во всем поступать по справедливости и долгу порядочности; не использовать служебного положения в личных целях; служить, а не выслуживаться; не создавать атмосферы страха, подозрительности и холопства; не допускать формирования и переноса в гражданскую среду негативного образа армии.
13. Стремиться стать не просто военным специалистом, боевым вождем подчиненных, но их идейным вдохновителем, властелином солдатских сердец, тонким психологом и пропагандистом; уметь побеждать не только мечом, но и словом, владеть приемами красноречия; вести борьбу против разлагающих армию антигосударственных и пацифистских учений.
14. Крепить офицерское боевое братство, против неприятеля заодно поступать; ни словом, ни делом товарищам бесчестия не чинить, в неразрывной любви, мире и согласии пребывать, по достоинству респект (уважение) оказывать; проявлять взаимопомощь и взаимовыручку, удерживать сотоварищей от дурных поступков; почитать скорбной памятью и молитвой павших на поле брани и принесших таким образом жизнь свою на алтарь Отечеству, хранить воспоминания об их подвигах.
15. Неукоснительно соблюдать ритуалы и обряды, поднимающие престиж офицерского звания, содействующие воспитанию воинской чести: принятие присяги, посвящение в офицеры, торжественный вынос знамени, триумфальные шествия в честь побед, парады, отдание воинской чести, захоронение с почестями и другие; уважительно относиться к государственной и военной символике.
16. Свято чтить Боевое Знамя воинской части как «душу армии», символ чести и доблести защитников Родины, олицетворение связи славного прошлого с достойным настоящим и будущим, напоминание о долге; не забывать, что вручение знамен и штандартов — высшая награда, утрата Боевого Знамени — преступление и позор.
17. Почитать награды как отражение подвигов, боевых отличий и воинских заслуг; ревностно относиться к отданию воинской чести — символу единения военнослужащих, к мундиру и знакам отличия; гордиться формой одежды и принадлежностью к своему роду войск.
18. Соответствовать высокому этическому стандарту, заботиться о чистоте репутации личной и всей офицерской корпорации; дорожить своим добрым именем; говорить правду, не лгать, не давать опрометчивых обещаний; быть верным своему слову.
19. В гражданском обществе и в военной среде блюсти достоинство, приличие и правила этикета; не допускать бесчестных поступков; уметь вести беседу и спор; держаться просто, тактично, без фатовства, избегать скандалов; по отношению к дамам быть вежливым, внимательным, учтивым, галантным, как подобает офицеру — рыцарю и джентльмену.
20. Воздерживаться от отрицательных привычек, могущих набросить даже малейшую тень на офицерское звание; считать несовместимым с ним доносительство, клевету, распространение слухов, бахвальство; избегать распутства, пьянства, бранных слов, азартных игр, участия в финансовых спекуляциях, политической борьбе.
21. И в мирное, и в военное время руководствоваться бессмертными суворовскими заповедями:Субординация — послушание,
Экзерциция — обучение.
Дисциплина,
Ордер воинский — порядок воинский,
Чистота,
Здоровье,
Опрятность,
Бодрость,
Смелость,
Храбрость,
Победа,
Слава, слава, слава!

Отрадно, что есть какие-то движения в направлении возрождения воинской чести, но и не стоит обольщаться по быстрому ее становлению движущей силой армии. Бесчестный-то путь эффективнее, безопаснее, сытнее и быстрее. Да и самое слабое звено в армейской иерархии — генеральское.  Именно с него и надо начинать восстановление чести. Одно дело бесчестный капитан и другое — бесчестный генерал армии. Где былые грозные воеводы — грачевы, бурлаковы, чечеватовы и другие? Понятно, что на дачах. А что можно сказать об их вкладе в дело воспитания чести? То-то и оно.  Развал СССР по сути был антигосударственным действием, но что-то никто из них не вспомнил ни о присяге, ни о чести в роковую минуту.

Хотелось бы надеяться, что у нынешних генералов в деле воспитания чести получится лучше.

Ссылки по теме:
Российские офицеры сформируют свой кодекс чести
Формируется кодекс чести российских офицеров
Кодекс чести офицера: попытка формализовать мораль?
Блестящие тускнеют офицеры

 
2 комментария

Опубликовано в рубрике Размышления

 

Прокомментировать

 
 
  1. jessie

    8 октября 2011 - 8:35

    «http://en.patriot-cccp.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=612&lol= industry@uqzpo2.gentleman»>....

    сэнкс за инфу :grin: ...

     
  2. jeffery

    9 декабря 2011 - 18:04

    :| ...

    спс за инфу :cry: ...